Один мальчишка, школяр с головы до пят,
Дважды болван и дважды повеса —
Во-первых, по возрасту, а во-вторых, по праву
Всех ученых попирать здравый смысл,—
Говорят, воровал в соседском саду
И цветы и плоды. Этому соседу
Даже осенью приносила Помона
Свои лучшие дары, а другим — ничего.
Каждая пора давала ему дань,
Ибо и весною
Он наслаждался дарами Флоры.
И вот однажды увидел он в саду,
Как школьник лез на плодовое дерево,
Обрывая даже завязи, сладкие и хрупкие
Предвестья надежд на обилье благ.
Так огребал он ветки,
Что пошел садовник жаловаться к учителю.
Тот явился с целой оравой мальчишек —
И вот уже полон сад молодцов
Еще хуже первого. Так педант от себя
Усугубил зло
Своими невежами-недоростками.
А все будто бы затем, говорил он,
Чтобы наказание послужило примером
И долго потом вспоминалось, как урок.
Со всею силой науки
Он крыл виновника Вергилием и Цицероном,
И так долго, что паршивцы успели
Обобрать не одно дерево, а сто.
Я терпеть не могу таких
Упражнений в красноречии, неуместных и бескрайних;
Я не знал бы твари ужасней школьника,
Если бы не было педанта;
Но и лучшего из двух,
Право, не желал бы иметь соседом.
Дважды болван и дважды повеса —
Во-первых, по возрасту, а во-вторых, по праву
Всех ученых попирать здравый смысл,—
Говорят, воровал в соседском саду
И цветы и плоды. Этому соседу
Даже осенью приносила Помона
Свои лучшие дары, а другим — ничего.
Каждая пора давала ему дань,
Ибо и весною
Он наслаждался дарами Флоры.
И вот однажды увидел он в саду,
Как школьник лез на плодовое дерево,
Обрывая даже завязи, сладкие и хрупкие
Предвестья надежд на обилье благ.
Так огребал он ветки,
Что пошел садовник жаловаться к учителю.
Тот явился с целой оравой мальчишек —
И вот уже полон сад молодцов
Еще хуже первого. Так педант от себя
Усугубил зло
Своими невежами-недоростками.
А все будто бы затем, говорил он,
Чтобы наказание послужило примером
И долго потом вспоминалось, как урок.
Со всею силой науки
Он крыл виновника Вергилием и Цицероном,
И так долго, что паршивцы успели
Обобрать не одно дерево, а сто.
Я терпеть не могу таких
Упражнений в красноречии, неуместных и бескрайних;
Я не знал бы твари ужасней школьника,
Если бы не было педанта;
Но и лучшего из двух,
Право, не желал бы иметь соседом.