ch-s-pelЭто не фантастика, и чтобы убедиться в этом, в первую очередь, откиньте свой собственный, зачастую стрессовый, детский опыт приобщения к чтению. И вот почему. Традиционные взгляды на развитие детей первых лет жизни, их способности и потребности, серьёзно трансформировались благодаря исследованиям последних лет.

Для многих из нас обучение чтению связано с алгоритмом: вначале осваиваются буквы алфавита, и только на основе этого - переход к собственно чтению, сначала слогов, потом слов и так далее. В этом алгоритме, при всей его «стройности», не учитываются особенности детского восприятия абстракций, одной из которых является алфавит. Запомнить графический символ «А», соотнести его со звуком [а], малыш может очень легко - память ребёнка до возраста 3-х лет работает феноменально продуктивно. Но осознать такую абстракцию, как буква, малышу невозможно. Что такое буква? Зачем она? Что с ней делать? Его огромный потенциал в этом возрасте нужно использовать для освоения практических и необходимых в ежедневной жизни понятий.

Как быть? Исследования последних лет показали, что начиная с возраста даже одного года, ребёнок довольно быстро и без проблем может запомнить графическое изображение слов - и существительных, и глаголов, и прилагательных, минуя освоение алфавита. Но вначале это должны быть слова из его ежедневной жизни: мама, папа, его собственное имя, рука, нога и так далее. Кроме того, «чтение» этих графических картинок, возможно в «доречевой» период его жизни.

Если Вы не верите, попробуйте следующее: изготовьте 5 – 6 карточек; пусть это будут: имя малыша, «мама», «папа», и 2 – 3 карточки на Ваше усмотрение, но названия предметов или действий должны быть малышу знакомы, - «мяч», «прыгать», «хлопать», «кукла», и так далее. Это необходимо ещё и для последующего контроля того, как усвоил малыш слова. Карточки должны быть с довольно крупными буквами (8 – 10 см) на белой бумаге.

В первый день последовательно покажите ему 3 из них – быстро, в течение 1-2 секунд, произнося написанное отчётливо. Причём, следует сразу проговаривать «формулу»: «Здесь написано – МАМА», акцентируя слово «мама». На один урок у вас уйдёт времени, меньше минуты. В течение дня повторите урок 3 – 5 раз. На следующий день сделайте то же самое, добавив ещё одну карточку. И так каждый день не меньше 3-х коротеньких уроков. Разумеется, демонстрация карточек должна соотноситься с «привязкой» к предмету и понятию. Карточка с именем ребёнка сопровождается указыванием на малыша и так далее. Через 1,5 недели занятий попробуйте провести экзамен. Вы показываете карточку – малыш «называет», что там написано. Если кроха ещё не говорит, он будет показывать пальчиком на себя, на маму, подпрыгивать или хлопать.

Если вы убедились, что ваш малыш – настоящий маленький профессор, найдите в интернете развёрнутые материалы по таким методикам. Из них Вы так же узнаете, что, научившись воспринимать слова, как графические объекты, малыш легко приходит к осознанию и абстрактного алфавита и отдельных букв. По сути – этот «дедуктивный метод» обучения чтению – прост и эффективен!