Сейчас многие психологи категорически заявляют: «Нельзя говорить ребенку «нельзя»!», и дают этому различные объяснения. Означает ли это, что родители должны забыть об этом слове и никогда не употреблять его? Да это просто невозможно! Например, маленького ребенка (от 1 до 3 лет) нужно ограничивать для его же развития (нормального развития). Несомненно, слово «нельзя» должно присутствовать в общении ребенка и взрослого. Другое дело (и не менее важное) когда и как его употреблять.

Психология детей подразумевает что – запреты необходимы для взаимодействия, взаимоотношений людей, т.к. мы все такие разные, с разными потребностями и желаниями. И слово «нельзя» не означает безоговорочный запрет на что-либо. «Нельзя» это то, что может навредить нам или людям, окружающим нас. Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить ребенку, что в жизни существуют некоторые правила. Например, нельзя причинять боль себе или другим людям. Маленький ребенок, у которого начинают резаться зубки, часто хочет почесать их, и начинает кусать руки мамы. Или от большой любви к маме, ребенок начинает со всего размаха шлепать ее по щекам. И в таких случаях не нужно, стиснув зубы, терпеть боль. Нужно четко разграничить, что делают люди, а что – нет. И эти правила касаются не только взрослых, но и маленьких детей. Кроме того, все дети исключительно любопытны. Это особенность их возраста: сочетание огромной исследовательской активности с ограниченным жизненным опытом. Им хочется потрогать провода, чайник, утюг. «Ведь взрослые пользуются этими вещами, чем я хуже?»

Так как же употреблять слово «нельзя»? Вот небольшие рекомендации:

1. Часто родители, произносят это слово с раздражением, озлобленностью, нетерпеливостью, а нужно делать это спокойно и в тоже время твердо. Границы должны быть четкими и ,в тоже время, не тормозить активность ребенка.

2. Кроме того, мы привыкли говорить «нельзя», не объясняя при этом, почему нельзя и как «можно». Ребенок должен знать, что может произойти, если он будет играть, например, с проводами.

3. Не превращайте жизнь ребенка в сплошное «нельзя», данного слова не должно быть слишком много. Это мешает психическому и физическому развитию малыша. Кроме того, ребенок может перестать обращать внимание на запреты.

4. Позвольте ребенку иногда на практике убедиться (конечно, если это не угрожает его жизни) к чему приводит нарушение запрета.

5. Заменяйте слово нельзя схожими по смыслу словами: осторожно, горячо, можешь упасть и т.д.

И, конечно же, у ребенка должен быть пример поведения. Если родители будут запрещать малышу те или иные действия и одновременно сами нарушать данные запреты, не ждите послушания от своего чада.