Все мы личности, все мы разные. Отлично знаем свои достоинства, уверены, что знаем свои недостатки и иногда даже хвалимся ими. Мол, вот я, лентяйка, вчера весь день на диване пролежала… Только от детей мы почему-то требуем, чтобы они состояли целиком из достоинств. Разве так бывает?

Конечно, нет. Вообще психология и педагогика всё больше утверждаются во мнении, что:

1) ребёнок уже рождается с определённым характером и наличием-отсутствием черт личности;
2) ребёнка можно перевоспитать лишь до тех пор, пока он ходит пешком под стол/помещается поперёк кровати.
Следует ли из этого, что ребёнка не нужно воспитывать? Конечно, нет. Воспитывать нужно. Но и давить личность ребёнка не стоит. Разберём некоторые распространённые «недостатки».

Ребёнок пошёл в школу. У него есть рюкзак для первоклассника, ручки, учебники, тетрадки, всё для успешной учебы и… лень. Лень – вопрос философский. Ленятся все. Это настолько же естественно, насколько естественно хотеть спать, хотеть отдохнуть, погулять или рваться в отпуск. Бороться с ленью – бороться с ветряными мельницами. А вот мотивировать ребёнка на труд, стимулировать его к деятельности не для того, чтобы он сам забывал про лень – дело стоящее.

Скромность. Он стесняется отвечать, стесняется тянуть руку, стесняется выйти к доске, тихо говорит, учитель жалуется, что «ребёнка на уроке нет». Главное – не ругаться, не принуждать ребёнка резко и сразу совершать незнакомые и страшные для него поступки. Нужно мягко, вовремя отдыха, создавать ситуации, в которых он сможет проявить себя. Попросить поучаствовать в конкурсе на улице, рассказать стишок незнакомым людям, самостоятельно оплатить покупку в магазине, ответить на телефонный звонок, узнать у прохожего время.

Плохое поведение. Он постоянно в конфликте с учителями и учениками, на него жалуются воспитатели и родители, он подрался, он ударился, он разбил, он сорвал урок, он, он, он. Минуточку. Если учителя не справляются с ребёнком – это проблема учителей, а не ребёнка. И на это можно прозрачно намекнуть педагогу, очередной раз получая на руки дневник, пестрящий замечаниями. Нужно ли ругать за замечания? Нужно. И проводить беседы. И принимать меры. Но не переусердствуйте. Ребёнок должен научиться вести себя в обществе, а не превратиться из смельчака в стеснительного тихоню.

Не стремитесь переделать вашего первоклассника. Лучше помогите ему освоиться в новой среде, примириться с новыми требованиями и… сходите посмотреть на школьные рюкзаки. Будет умницей – на будущий год получит самый красивый.