samootsenka-dla-rebenkaМы, конечно, боимся сейчас влияния улицы, наркотиков, криминала, педофилии. Наши страхи дети прекрасно чувствуют. Беспокоясь за ребенка, старайтесь, чтобы он этого не замечал.

Поверьте, постоянная загрузка ребенка не убережет его от этих явлений, а, как ни странно, приблизит к ним. Ваши страхи вызовут у него невротизм, эмоционально-волевая сфера не будет справляться с бессознательными страхами, которые малыш будет улавливать. Он перестанет чувствовать себя, как личность, и начнет ощущать себя только «родительской производной».

Бессознательно он будет стремиться уйти из-под контроля,  использовать любую вероятность для проявления псевдо - самостоятельности, и тут же, «с разбегу», влетит в любое из вышеперечисленных явлений.

Чтобы этого избежать, старайтесь даже в мелочах учить ребенка ставить цель и достигать ее.
Например, начните читать интересную книгу, и на самом захватывающем моменте отвлекитесь от нее. Пусть ребенок попробует продолжить чтение сам. 

Мы знаем, что действие, окрашенное эмоцией, всегда запоминается лучше. Поэтому старайтесь всем заданиям придавать эмоциональную окраску. Не давайте малышу завершить то, что он начал. Переключите его, пусть он поборется за право закончить начатое. Предложите ему усовершенствовать его цель. 

Сейчас модно начинать интеллектуальное развитие ребенка с очень раннего возраста. Некоторые мамы таскают свое чадо из секции в секцию, начиная с  полутора лет.
В этом возрасте изымать малыша из дома и водить на занятия – это приличный стресс для малыша и очень раннее упорядочивание его деятельности. Впрочем, в этом возрасте говорить о деятельности еще рановато. 

Старайтесь заниматься с ребенком самостоятельно, предлагая ему занятия по его настроению, которое надо научиться улавливать.

В этом возрасте дети похожи на домашних животных – если он что-то захотел сделать, надо тут же стараться использовать его хотение. Это научит его отстаивать свои желания, которые в дальнейшем, с возрастом, перерастут в целеполагание. Если же вы с двух лет будете приучать его к слову «Надо», то к пяти годам слово «Надо» вызовет у него стойкую неприязнь, к семи годам начнутся капризы, а к тринадцати вы получите упрямого волчонка, для которого самым большим счастьем будет возможность побыть вне дома.

В педагогике существует правило, которое, впрочем, больше относится к сфере межличностных отношений. Известно, что жена, упрекающая прилюдно мужа за лишнюю рюмку, выглядит неприлично. Люди, выясняющие свои отношения прилюдно, также выглядят неприлично. А родители, отчитывающие прилюдно своего ребенка, не просто неприличны, а вопиюще безграмотны.
Взрослые люди уже имеют самооценку, и если им выговаривают прилюдно, то они-то внутренне знают, чего они стоят. Ребенок же, которого прилюдно унижают, формирует в себе личность с неадекватно заниженной самооценкой, хотя бы потому, что слова родителей для него – истина последней инстанции. И это – клеймо на всю жизнь. Потом мы будем удивляться, почему он позволяет другим себя унижать. Потом мы будем заставлять его бороться за свое собственное «я», совершенно забывая о том, что именно мы забрали у него все средства борьбы. 

Даже если семья не располагает большим семейным бюджетом, не обсуждайте с ребенком ваш бюджет. Не объясняйте ему, что «мама пошла зарабатывать деньги, чтобы купить ему конфетку». Лучше скажите ему: «Мы с тобой пойдем и купим по конфетке – тебе и маме». И в другой раз, когда у вас не будет возможности купить любимую сладость, просто скажите: «Сегодня у мамы болит зубик, мы подлечим маму и снова купим конфетку». 

Конечно, вы понимаете, что конфетка в данном случае – это лишь символ.

Даже если вы идете покупать ребенку обувь, объясните ему, что вы покупаете ее не потому, что он должен быть в семье самым красивым, а просто потому, что мама уже не растет и может носить прошлогодние сапожки. А ребятенок такой большой и сильный, и так быстро растет, что необходимо купить ему новые сапожки, чтобы он мог свободно прыгать, бегать, развиваться и переносить любую погоду. 

И самое главное – не старайтесь занимать все время ребенка. Предоставляйте его самому себе. Следите, как он общается с другими детьми.

Чтобы четко понять, какую роль для себя он больше определяет, что для него главное – подчиняться в игре, или проявлять качества лидера? И если второе, то каким способом он этого добивается?

Если он добивается этого с помощью агрессии, то это должно вас насторожить. Если же ребенок затевает свою игру, и к нему присоединяются другие дети, в силу его увлеченности, то такого лидера очень важно не задавить. Потому что это врожденный лидер, и если его задавить, то лидер в нем не умрет, а просто превратится в манипулятора.

Обычно манипуляторами бывают трусы, которым не удается отстоять свою правоту силой убеждения, интеллектом и физической силой. Но задавленный и сломанный лидер тоже может стать манипулятором. А это не лучшее развитие для судьбы Вашего малыша. 

Единственное, чего человеку никогда не бывает много – это разумной любви и понимания. Самое главное – сохраняйте диалог со своим ребенком. Общайтесь с ним, чувствуйте его. Даже если вы очень устали, не отпихивайте ребенка, а пожалуйтесь ему на свою усталость. Если малыш чувствует свою значимость для родителей, он в дальнейшем не будет сомневаться в своей значимости для мира, и научится диалогу с ним.